Часть 1
Название моей должности представляется мне не очень удачным, хотя, конечно, это моё сугубо личное мнение. «Музыкальный руководитель» - в этом словосочетании, хотя и есть музыкальная составляющая, а музыка – главная составляющая всей моей жизни, но слово «руководитель» не передает точно мое видение своей роли в процессе музыкального воспитания детей. В музыке, принята итальянская терминология, и поэтому мне больше импонирует слово «маэстро», в нашей стране так, немного с иронией, называют музыкантов и художников, хотя там, откуда это слово к нам пришло – в Италии, это слово употребляют в значении, как «учитель, мастер».
Именно учителем, наставником малышей я являюсь уже много лет, эта работа, не побоюсь пафоса, стала смыслом моей жизни. Приходя каждый день в детский сад, проходя к своему «рабочему месту» - пианино, я отнюдь не намерена кем-то руководить (да и как руководить с помощью музыкального инструмента?), моя задача одновременно, и проще, и сложнее. Прекрасный и любимый мною поэт Андрей Вознесенский, однажды назвал музыку «формой организации звукового пространства Вселенной». Это очень точное определение музыки, и в наибольшей степени оно применимо именно к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. С самого момента появления ребенка на свет в его сознание проникают звуки окружающего мира, со временем он научится их различать, но бессознательно, движимый исключительно природным инстинктом. Моя задача – научить ребенка «руководить» звуками, организовывать звуковой хаос. Именно он, ребенок, должен стать руководителем, организатором для себя того самого звукового пространства, я – лишь наставница, если хотите, маэстро.
«Динь-динь» - звучит колокольчик, «динь–динь» - звучит другой. «Ребята! Какой колокольчик звучит высоко, а какой низко?» - спрашиваю у детей самой младшей группы. Малыши отвечают, шумно, весело, наперебой – для них это игра. А я смотрю на курчавого светленького карапуза, и думаю: «А что если это – будущий Моцарт?». Ведь кто-то же триста лет назад объяснил маленькому Вольфгангу Амадею, какой звук высокий, а какой низкий? Историки пишут, что его образованием занимался отец, музыкант, но ведь родители-музыканты были далеко не у всех великих композиторов. Именно учителя, наставники смогли когда-то дать самые первые понятия о высоте звука, о его длительности и Петеньке Чайковскому, и Сереже Рахманинову, и Алику Шнитке, и многим другим будущим великим «руководителям и организаторам» звукового пространства. Да, талантливым музыкантом, а тем более гением, нужно родиться, но и им самый первый импульс, толчок, в чем-то схожий с первым шлепком акушерки по попке новорожденного, даем все-таки мы, те, кто вводит малышей в удивительный мир музыки.